Экскурсионные программы
Проект «Императорский маршрут» объединил 31 регион: Санкт-Петербург, Москву, Московскую область, Пермский край, Свердловскую, Тюменскую, Омскую, Орловскую, Новгородскую, Воронежскую, Томскую, Псковскую, Кировскую, Калужскую, Костромскую области, респ. Крым, респ. Татарстан, Ставропольский край, Брянскую, Новосибирскую, Калининградскую, Тульскую, Нижегородскую, Ростовскую, Иркутскую, Ярославскую области, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Вологодскую, Архангельскую области. Концепция проекта предполагает постоянное расширение географии и содержание новых историко-культурных маршрутов за счет глубины профиля туристского продукта - это знакомство туристов с разными сторонами жизни и деятельности членов Императорской Фамилии: семья, воспитание детей, социальное служение, служение Отечеству на фронтах, основание новых городов и экономических направлений, окружение.
Приморский край
Побывал во Владивостоке в начале мая 1873 г.
Бухта Золотой рог
Бухта Золотой Рог, на обеих берегах которой в настоящее время расположен город Владивосток, долгое время, как и залив Петра Великого, оставалась неизвестной европейцам. В 1856 г. британские военные корабли - парусный фрегат «Винчестер» (командир Мэй) и паровой шлюп «Барракуда» (командир Фримэн) - в поисках российской эскадры обследовали залив Петра Великого. Они посетили бухту Золотой Рог и назвали ее в честь командира «Винчестера» - Порт Мэй. В 1859 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский, исследуя на пароходо-корвете «Америка» берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую живописную бухту. Она напоминала бухту Золотой Рог в Стамбуле, и генерал-губернатор предложил назвать ее так же, а на берегах бухты приказал основать военный пост, названный Владивостоком. Это название демонстрировало миру укрепление позиций Российской империи на дальневосточных рубежах.
Первым из Великих Князей Владивосток посетил 23-летний Алексей Александрович Романов, четвертый сын императора Александра II. В начале мая 1873 г. русская эскадра, в состав которой входил фрегат «Светлана», бросила якорь в бухте Золотой Рог. Великий Князь на фрегате не занимал особое положение, а был в подчинении у капитана в должности старшего офицера. Задачей высокого гостя была организация перевода главного порта восточной окраины в бухту Золотой Рог.
Улица Светланская
Первая и главная улица Владивостока первоначально носила название Американской в честь пароходо-корвета «Америка», на котором генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский в 1859 г. исследовал побережье залива Петра Великого. В 1873 г. на фрегате «Светлана» во Владивосток прибыл Великий Князь Алексей Александрович. Фрегат входил вместе с корветами «Богатырь» и «Витязь» в состав эскадры под командованием вице-адмирала К. Н. Посьета. Это был первый визит в город особы из императорской семьи, в честь этого события улица была переименована в Светланскую. В конце XIX века Светланская была значительно короче нынешней. Только в 1893 г. она своей западной оконечностью вышла к берегу Амурского залива - району современной Спортивной гавани, перекрестку с Набережной и Пограничной. Ее восточная оконечность до 1918 г. находилась в районе Матросского сада (остановка транспорта «ДВГТУ»), далее улица прерывалась оврагом. В 1884 г. Городская дума постановила посадить деревья вдоль главных улиц. В это же время по Светланской начали курсировать конные омнибусы – разновидность общественного транспорта, состоявшего из повозки на 15 – 20 мест, запряженной лошадьми. Летом 1908 г. улицу замостили, при этом в мостовую были заложены рельсы для трамвая. Данные работы по благоустройству Светланской обошлись городу в полмиллиона рублей. В январе 1924 г. в связи со всеобщим трауром, вызванным смертью В. И. Ленина, центральная улица была переименована в «улицу товарища Ленина» или просто Ленинскую, и оставалась с этим названием до 1992 г., когда ей вернули прежнее историческое название.
Дом главного командира портов Восточного океана, губернатора и командующего войсками Приморской области (ул. Светланская, 48)
В начале 1870-х гг. обострились русско-британские отношения, что создавало угрозу потери недавно приобретенных Россией территорий, а, следовательно, требовало создания нового мощного военного порта в Южно-Уссурийском крае. Этот порт должен был стать новым местом базирования Сибирской флотилии, на которую была возложена обязанность оберегать побережье Приморья от возможного нападения англичан. Обеспечить такую защиту, находясь в Николаевске-на-Амуре, флотилии было значительно труднее, чем если бы она базировалась в заливе Петра Великого.
После того как в феврале 1871 г. было принято решение о переводе главного военного порта из Николаевска-на-Амуре во Владивосток, спустя год на новое место базирования перебрался бывший Амурский экипаж, переименованный в Сибирский, а вместе с ним и управление главного командира портов Восточного океана и военного губернатора Приморской области, контр-адмирала А.Е. Кроуна. Нового военного губернатора разместили в небольшом деревянном доме рядом с центральной улицей, построенном в 1869 г. В дальнейшем в мае 1873 г. в этом здании останавливался Великий Князь Алексей Александрович. К приезду царственной особы в Доме главного командира портов Восточного океана провели капитальный ремонт.
В 1892–1895 гг. деревянное здание было снесено и на его месте построено новое каменное по проекту инженера-полковника В.Г. Мооро, в котором размещалась резиденция командира Владивостокского порта. Новый дом в архитектурном исполнении очень походил на резиденцию Военного губернатора, размещавшуюся через одно здание вниз по улице Светланской. Среди жителей здание часто именовалось «Адмиральским домом», а соседствующий с ним сквер был назван «Адмиральским». В 1928–1930 гг. этот дом перестроили в стиле конструктивизма по проекту архитектора А.Л. Заседателева, и разместили в нем клуб моряков. Уже в 1970-е гг. здание на улице Светланской, 48 приобрело современный вид. В настоящее время в нем располагается Дом офицеров Тихоокеанского флота.
Сопка Алексеевская
В честь пребывания во Владивостоке Великого Князя Алексея Александровича Романова в 1873 г. помимо центральной улицы была переименована небольшая гора Церковная. По сей день эта возвышенность, с которой открывается прекрасный вид на центральную часть Владивостока, называется Алексеевской. В первые годы после основания поста Владивосток эта гора не была застроена, а на самой вершине стоял знак, фиксировавший точку пересечения географических и астрономических координат нашего города, по которой моряки сверяли и настраивали навигационные приборы.
Географические координаты Владивостока впервые были определены в августе 1861 г. старшим штурманом корвета «Гридень» П.Ф. Чуркиным. В 1866 г. лейтенант Сибирской флотилии К. Старицкий измерил магнитные координаты, определил абсолютную долготу Владивостока и высоты гор полуострова Муравьева-Амурского. При его участии были установлены два астрономических пункта, через которые проходит географический меридиан города: бетонный - на Алексеевской сопке и деревянный - на горе Орлиное Гнездо. Геодезический знак на сопке Алексеевской представляет собой четырехгранную призматическую тумбу с упрощенной капителью и плинтом, выполненную из бетона на гравии. В 1870-е гг. ближе к вершине горы была построена пожарная каланча – будка пожарного смотрителя.
Великий князь Александр Михайлович Романов (1866 – 1933), внук Николая I.
Находился во Владивостоке в период 8 июля – 10 августа, с 20 сентября до середины октября 1887 г., а также в июне 1888 г.
Музей Общества изучения Амурского края (ул. Петра Великого, 6)
Великий Князь Александр Михайлович Романов путешествовал вдоль границ Приморья на корвете «Рында» и побывал во Владивостоке в 1887 г. В этот период он принял звание почетного члена Общества изучения Амурского края (ОИАК) – первой научной организации на Дальнем Востоке, созданной в 1884 г. во Владивостоке, и объединившей
специалистов и энтузиастов, занимавшихся исследованием и освоением восточной окраины России. В числе 45 учредителей ОИАК были известные во Владивостоке и в крае личности: заведующий переселенческим управлением Южно-Уссурийского края Ф.Ф. Буссе, учитель В.П. Маргаритов, купец М.Г. Шевелев, редактор-издатель газеты «Владивосток» Н.В. Соллогуб, флотский механик А.М. Устинов, врач и поэт П.И. Гомзяков и другие.
В то время члены организации и горожане активно обсуждали вопрос строительства музея ОИАК, и Великий Князь пожертвовал на это благородное дело 1 000 рублей. Александр Михайлович вновь посетил Владивосток 30 июня 1888 г., когда возвращался на «Рынде» из Австралии, и принял участие в закладке здания музея. 30 сентября 1890 г. торжественно, при большом скоплении народа и в присутствии Приамурского генерал-губернатора барона А.Н. Корфа, музей был освящен и открыт для публики. В нем имелись археологический, этнографический, минеральный, ботанический и зоологический отделы. Уникальные коллекции Общества стали основой фондов Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева.
25 марта 1892 г. Александр Михайлович принял с Высочайшего соизволения звание покровителя ОИАК. В своем письме во Владивосток он написал: «Труды Общества, с которыми я познакомился, показали мне, что вы все, господа, принялись за дело с таким рвением и любовью, что можно смело предсказать Обществу широкую будущность». А еще через два года в другом письме он сообщал: «Все, касающееся до Амурского края, пробуждает во Мне самые приятные воспоминания…». На протяжении 16 лет Александр Михайлович был покровителем ОИАК, помогая при этом и Владивостокскому Обществу любителей охоты.
Николай II (1869 – 1918 гг.)
11 – 21 мая 1891 г.
Большое историческое значение имел визит во Владивосток и Приамурский край наследника царского престола Великого Князя Николая Александровича Романова, прибывшего на фрегате «Память Азова» 11 мая 1891 г. Он провел 11 дней во Владивостоке и 42 дня в Приамурском крае.
Адмиральская пристань
Адмиральская пристань – первая городская пристань, сооруженная из дерева основателями Владивостока еще в 1860 г., которая находилась между 35 и 36 современными причалами. В книгах современников встречается описание пристани. Так, командир поста Владивосток Е. Бурачек в своих воспоминаниях о службе на восточной окраине Российской империи описывал трудности, с которыми сталкивались специалисты при строительстве причала, так необходимого для разгрузки кораблей. С Адмиральской пристани любой горожанин мог прокатиться на морском такси – небольшой лодке – на другую сторону бухты или на острова. Пристань также использовалась для встречи именитых гостей, среди которых был и наследник российского престола цесаревич Николай Александрович Романов, прибывший во Владивосток 11 мая 1891 г. на фрегате «Память Азова». В этот день три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили горожан о том, что эскадра под командованием вице-адмирала П.Н. Назимова подходит к Владивостоку. Население города собралось рядом с Адмиральской пристанью, где предполагалась торжественная встреча цесаревича. Однако из плохой погоды – над заливом стоял густой туман – съезд высокого гостя на берег был перенесен на другой день. 12 мая цесаревич Николай Александрович сошел на берег у Адмиральской пристани, где его встречали с радостным ликованием горожане.
В советское время пристань переименовали в Комсомольскую, а примыкающую к ней территорию стали называть Комсомольской набережной. Сегодня это место носит название Корабельная набережная.
Триумфальная арка (Николаевские ворота)
В 1891 г. за пять месяцев до прибытия в будущую столицу Приморья Великого Князя Николая Александровича Романова Городская Дума приняла решение построить напротив Адмиральской пристани Триумфальную арку, или Николаевские ворота. Автором проекта арки стал инженер-капитан Николай Васильевич Коновалов, исполнявший в 1890–1894 гг. обязанности городского архитектора. 31 января 1891 г. проект Коновалова был представлен к обсуждению на собрании именитых граждан города. Дума учредила комитет, ответственный за строительство, а руководителем назначила известного владивостокского предпринимателя Михаила Суворова. На финансирование строительства из городской казны было выделено 5 тысяч рублей и еще 4 тысячи рублей пожертвовало местное купечество. Работы по сооружению арки проводились круглосуточно, что позволило закончить строительство к 11 мая 1891 г., когда Николай прибыл во Владивосток. Она была торжественно открыта перед зданием Общества изучения Амурского края 11 мая и названа Николаевской.
Цесаревич после спуска на берег 12 мая на следующий день вспоминал: «После обедницы и молебна съехал на берег, впервые после семимесячного плавания, на русскую землю. Встреча был весьма радушная; на пристани стояли баронесса Корф, губернаторша и жена командира порта; дальше выровненными рядами стояли дамы и учебные заведения. Очень красивая арка, построенная в виде часовни, расположена была против пристани. Налево от нее выровнен был великолепный караул от 1-го Восточно-Сибирского линейного батальона...».
В советское время арка простояла до 1930 г., пережив некоторые изменения. После Октябрьской революции 1917 г. она лишилась шпиля с двуглавым орлом, а в 1923 г. постановлением Губисполкома Николаевские триумфальные ворота были переименованы в Комсомольскую арку. Впрочем, это не спасло ее от разрушения. В 1927 г. Владивостокский окружком постановил арку разобрать, как не имеющую исторической ценности и мешающую проезду транспорта по улице 1-го Мая.
Идея восстановления арки принадлежала владивостокскому предпринимателю Александру Ермолаеву. На собственные средства он организовал работу специалистов, которым предстояло возродить исторический памятник. К работе над проектом были привлечены: архитекторы – В.К. Моор, В.А. Обертас, А.Г. Гаврилов; инженеры - А.А. Стоценко и С.И. Доценко; художники – А.П. Онуфриенко, О.Г. Калюжная, А.Г. Калюжный.
Проект восстановления Николаевской арки был выполнен в 2001–2002 гг. на основе исследования архивных, фотографических и литературных источников. Строительство новой арки продолжалось больше года и было закончено в мае 2003 г. Открытие Николаевских триумфальных ворот состоялось 16 мая 2003 г., и было приурочено к 135-й годовщине со дня рождения Николая II. Сегодня эта историческая достопримечательность является одной из визитных карточек Владивостока.
Успенский кафедральный собор
Великий Князь Николай Александрович, сошедший на берег во Владивостоке 12 мая 1891 г., в экипаже проследовал через Николаевскую Арку по улицам Петра Великого и Светланской к Успенскому собору, где был отслужен молебен.
Этот главный православный храм города и епархии начинался со скромной деревянной воинской церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1862 г. по благословению архиепископа Камчатского, Курильского и Благовещенского Иннокентия (Вениаминова). Строительством Успенской церкви руководил начальник поста Владивосток лейтенант Евгений Степанович Бурачек. Уже 1 апреля 1862 г. судовой священник корвета «Гридень» иеромонах Филарет освятил Успенскую церковь и стал первым ее настоятелем. Через три года после постройки храма, бревна в нем начали гнить под воздействием морских туманов. Чтобы сохранить храм от разрушения, было решено перенести его на 70 метров выше к северу. На новом месте Успенская церковь простояла до 1890 г., после чего была разобрана и перенесена в казармы сухопутных войск.
В 1870-х гг. стал обсуждаться вопрос о строительстве во Владивостоке новой каменной церкви. К сбору средств на ее строительство подключились военный губернатор и генерал-губернатор Восточной Сибири. 14 августа 1876 г. неподалеку от действующей церкви состоялась торжественная закладка нового храма – Успенского собора. Лишь в 1886 г. благодаря содействию военного губернатора Владивостока А.Ф. Фельдгаузена строительство собора было возобновлено по проекту архитектора Миллера. 6 декабря 1889 г. епископ Камчатский и Благовещенский Гурий торжественно освятил новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор, построенный в крестово-купольном архитектурном стиле, достигал в высоту 35 метров и вмещал около 1000 молящихся. Храм заметно выделялся среди прочих городских зданий своей стройностью и строгостью наружной отделки. С 1899 г. Успенский собор получил статус Кафедрального собора.
Успенский храм долгое время оставался духовным центром Владивостока, который посещали православные владивостокцы, гости города, знаменитые путешественники, члены царствующего дома Романовых. В соборе побывали адмирал С.О. Макаров, военный министр А.Н. Куропаткин, полярный исследователь Ф. Нансен, министр финансов России В.Н. Коковцов, писатель А.П. Чехов и другие известные люди.
На Соборной площади перед Успенским храмом проходили парады и смотры войск, городские праздники и важные мероприятия. Интересна еще одна традиция: военные корабли, стоящие на рейде Золотого Рога во время Пасхального крестного хода освещали собор своими мощными прожекторами, и от этого становилось светло как днем.
В период советской власти Успенский храм был закрыт в 1932 г. большевиками, а в 1938 г. – разрушен. На остатках фундамента построили жилой дом, в котором впоследствии разместился художественный колледж.
В 1996 г. соборный дом, входивший в комплекс Успенского кафедрального собора, был возвращен Владивостокской епархии Русской Православной Церкви. До 1997 г. в этом здании находилась школа ДОСААФ, и размещались детские кружки. В дальнейшем именно здесь предстояло возродиться храму и приходу Успения Пресвятой Богородицы. Усилиями прихожан и настоятеля иеромонаха Сергия (Чашина) в доме была воссоздана Успенская церковь. В 2001 г. храм венчали куполами и крестами, к празднику Пасхи 2002 г. был установлен иконостас и 15 апреля 2006 г. новый храм освятили. В 2009 г. рядом с церковью со стороны улицы Светланской построили звонницу, где установили набор из 14 колоколов, самый большой из которых весил почти 400 кг. На месте алтаря разрушенного собора был установлен крест.
Дом генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера (ул. Светланская, 52)
Наследник престола цесаревич Николай Александрович Романов, после благодарственного молебна в Успенском соборе 12 мая 1891 г. направился в дом генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера, где познакомился с начальниками частей Сибирской флотилии и порта, военных частей, руководителями гражданских и городских учреждений, а также железнодорожными инженерами. После этой встречи старшины от китайских, японских и корейских обществ, проживавших во Владивостоке, поднесли цесаревичу хлеб-соль на серебряных блюдах. 13 мая Николай посетил генерал-губернатора П. Ф. Унтербергера, который встретил его у подъезда к зданию. Вместе они должны были отправиться на военный парад, но из-за дождливой погоды мероприятие отменили.
Дом генерал-губернатора строился на улице Светланской в период с 1889 по 1891 гг. по проекту военного инженера, областного архитектора и почетного гражданина Хабаровска генерал-майора Владимира Григорьевича Мооро. Здание предназначалось под резиденцию военного губернатора Приморской области генерал-лейтенанта Павла Фридриховича Унтербергера, занимавшего эту должность в 1888–1897 гг.
Этот величественный кирпичный особняк был выполнен в традициях архитектурного стиля позднего классицизма, наиболее характерном для резиденций второй половины XIX в. В здании имелось два равноценных по художественной значимости фасада: главный, обращенный к улице, и парковый, связанный широкой террасой с примыкающим парком.
В период Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны в этом доме заседал Владивостокский совет рабочих и солдатских депутатов во главе с Константином Сухановым, а немного позже располагалась контрразведка Меркуловского правительства. В 1922 г. в особняке разместился интернациональный клуб моряков, а с 1925 г. – детский Дворец им. В.И. Ленина, переименованный в 1944 г. в Дом пионеров и школьников. В 1970–1980-е гг. здание пришло в упадок и запустение, и только в 1990-е гг. бывший дом генерал-губернатора отреставрировали и передали фонду поддержки малого предпринимательства. В настоящее время на фасаде здания установлена памятная табличка о приезде во Владивосток Николая Александровича Романова.
Памятник адмиралу Г.И. Невельскому
17 мая 1891 г. Великий Князь Николай Александрович Романов принял непосредственное участие в торжественной закладке памятника адмиралу Г.И. Невельскому. После молебна Его Высочество заложил серебряную доску и собственноручно закрепил цементным раствором камень у основания будущего монумента. Тем самым он дал старт созданию памятника, построенного и открытого в 1897 г., и ставшего впоследствии одним из символов Владивостока. Будущий монумент в дальнейшем располагался на высоком берегу бухты Золотой Рог, почти напротив того самого участка, где нашел последний причал транспорт «Байкал», на котором Г.И. Невельской исследовал устье Амура. В церемонии принимали участие многие деятели Общества изучения Амурского края.
По замыслу автора проекта, инженера-механика флота Александра Антипова, предполагалось возвести обелиск – усеченную пирамиду из серых гранитных блоков, с двуглавым орлом на вершине. В соответствии с проектом со всех четырех сторон у основания памятника конструировались полукруглые ниши, в одной из которых был помещен бюст мореплавателя, а в остальных – бронзовые доски с описанием его
открытий. Все скульптурные элементы из бронзы создал потомственный скульптор Р.Р. Бах.
В советское время в 1922 г. полностью изменилось значение монумента, получившего название «Памятник жертвам революции». Внешне он также преобразился: бронзовый бюст, доски и двуглавого орла демонтировали. Бюст и доски передали на хранение в Музей Общества изучения Амурского края, а бронзового орла, являвшегося символом имперской власти, сдали на переплавку. В 1923 г. обелиск был увенчан пятиконечной звездой, а к памятнику перенесли прах жертв Октябрьской революции и Гражданской войны.
Музей Общества изучения Амурского края (ул. Петра Великого, 6)
17 мая 1891 г. цесаревич Николай Александрович и сопровождавший его в путешествии греческий принц Георг посетили музей Общества изучения Амурского края (ОИАК). Вот как описал визит высоких гостей в музей исследователь Дальнего Востока, один из основателей и председателей ОИАК В.П. Маргаритов: «Его императорское величество изволили проследовать по всем комнатам музея, осматривая коллекции и милостиво выслушивая объяснения председателя Общества. При вступлении в музей и при отбытии высокий гость был встречен и провожаем громким «Ура!» всех присутствующих. В память посещения музея Его императорское величество изволил начертать на заготовленном председателем бланке свой автограф «Николай» и принял поднесенные ему издания Общества». Будущий император подарил Обществу изучения Амурского края свой портрет и тысячу рублей на благоустройство.
Сухой док (Док Цесаревича)
18 мая 1891 г. цесаревич Николай Александрович Романов во Владивостоке принял участие в закладке дока, названного в дальнейшем его именем. Следует сказать, что еще в 1862 г. военный губернатор Приморской области контр-адмирал П.В. Казакевич делал представление в Петербург о необходимости завести в бухте Золотой Рог плавучий и сухой доки. Первый плавучий док во Владивостоке появился в 1889 г., однако он не мог принимать на ремонт крейсера 1-го ранга. В октябре 1889 г. контракт на строительство сухого дока получила компания купца Отто Васильевича Линдгольма, которая обязалась выполнить работы в период 1891 – 1897 гг. Поставки оборудования и строительство обеспечивал торговый дом «О.В. Линдгольм и К», техническое руководство осуществлял главный инженер, полковник Василий Васильевич Иванов.
В день закладки сухого дока цесаревич Николай Александрович в 10 часов утра принял почетный караул и направился к павильону, где вслед за тем начался молебен. По окончании службы командир порта прочитал телеграмму управляющего морскими министерствами, в которой сообщалось, что Государь Император высочайше соизволил произвести закладку дока в присутствии наследника царского престола и назвать док именем цесаревича Николая. После этого Николай Александрович собственноручно положил закладную доску на приготовленное место и залил раствором. Затем строитель дока О.В. Линдгольм закрыл доску особым камнем, по которому цесаревич трижды ударил молотком. Церемония завершилась торжественным салютом. Николай, интересуясь сооружением дока, рассматривал чертежи, слушал объяснения строителей. По окончании беседы Его Высочеству были поднесены серебряная рамка с дощечкой, подобной закладной, а также виды казенных зданий морского ведомства.
7 октября 1897 г. состоялось торжественное открытие построенного сухого дока во Владивостоке, названного именем цесаревича Николая. Первым в него вошел российский океанский броненосный крейсер 1 ранга «Дмитрий Донской». В настоящее время сухой док цесаревича Николая Александровича продолжает работать в составе производственных подразделений Центра судоремонта «Дальзавод». В нем производится ремонт и модернизация торговых судов и военных кораблей.
Закладка Уссурийской железной дороги
19 мая 1891 г. в 10 часов утра цесаревич Николай Александрович, сопровождаемый генерал-губернатором П.Ф. Унтербергером и другими должностными лицами, прибыл на место закладки дороги недалеко от Первой речки в Куперовской пади. По окончании молебна были подготовлены лопата и тачка, в которую цесаревич собственноручно наложил землю и отвез ее на полотно будущей железной дороги. Начальник работ Уссурийской железной дороги А. И. Урсати преподнес наследнику престола икону Спасителя, привезенную из Петербурга, и доложил о проделанных и предстоящих работах. Во Владивосток Николай Александрович вместе с почетной свитой вернулись в первом вагоне поезда Уссурийской железной дороги, роскошно украшенном зеленью и флагами. Репортер одной из газет писал: «Так как поезд наш шел по свежей насыпи медленно, из предосторожности, - то большинство собравшегося вдоль полотна народа, особенно рабочих команд и рабочих ссыльнокаторжных, недавно осчастливленных царскими милостями, успевали бежать за поездом...».
Изыскания по вопросу строительства Южно-Уссурийской линии железной дороги проводились в 1887 – 1889 г. под руководством начальника экспедиции А. И. Урсати. В феврале 1891 г. комитет министров принял решение о сооружении Сибирской железной дороги одновременно с двух точек, удаленных друг от друга почти на семь тысяч километров: с запада на восток – от Челябинска и с востока на запад – от Владивостока. Дальневосточная ветка железной дороги получила название Уссурийская.
Линия железной дороги проходила по сильно пересеченной местности, строительство велось в трудных климатических условиях и сопровождалось обильными дождями, ветрами, перепадами температур. К концу 1890-х гг. на дороге было построено 260 искусственных сооружений, в том числе мосты через реки Хор, Бикин, Иман, Уссури. В постоянную эксплуатацию Уссурийскую железную дорогу сдали в ноябре 1897 г. В подвижном составе дороги к этому времени находились 187 паровозов, 2899 товарных и 157 пассажирских вагонов.
Владивостокский железнодорожный вокзал
В закладке первого здания железнодорожного вокзала во Владивостоке принимал участие наследник престола цесаревич Николай Александрович. После закладки Уссурийской железной дороги в районе Куперовой пади 19 мая 1891 г., августейший гость со свитой и генералитетом прибыл в специальном вагоне к месту закладки станции Владивосток, украшенному зеленью и флагами. После краткого молебна наследник при помощи молотка, лопатки и цементного раствора, которые ему подали на серебряном блюде, лично заделал памятную доску в камень. После этой церемонии цесаревич принял предложенный инженерами завтрак, сервированный на триста персон в великолепно декорированной палатке.
Инструменты, которыми проводилась историческая закладка, передали в музей Общества изучения Амурского края. К сожалению, в советское время их пустили на переплавку –
они были серебряными. Николай II, отмечая 25-летие своего визита на российский Дальний Восток, писал: «Постоянно следя за жизнью дорогой для меня окраины и ее заселением русскими людьми, радуюсь близкому окончанию нового рельсового пути, прочно связывающего ее с остальной Россией».
Железнодорожный вокзал по проекту инженера-архитектора Платона Базилевского начали строить во Владивостоке в 1891 г. одновременно с железной дорогой и завершили работы к 1 июля 1894 г. В день открытия его освятил настоятель Успенского кафедрального собора протоиерей Александр Муравьев. Первоначально это было каменное здание с железной кровлей, в средней части одноэтажное, по краям - двухэтажное. Полы в здании выложили глиняными японскими плитами, сохранившимися и по сей день. Рядом с вокзалом разбили небольшой сад, огородив его забором. Отапливали вокзал изразцовыми голландскими печами. В 1902 г. в здании появилось электрическое освещение.
В первоначальном виде владивостокский вокзал просуществовал недолго. Значительно возросший пассажирооборот железной дороги потребовал увеличения площади вокзала. В 1910–1912 гг., в связи со строительством Ярославского вокзала в Москве, вокзал во Владивостоке по проекту гражданского инженера Владимира Плансона расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали архитектурно законченные станции. Первоначальное же здание стало одной из частей железнодорожного вокзала. На западном фасаде находился мозаичный герб Приморской области, на восточном – герб Москвы.
С 1924 г. облик здания стал постепенно меняться: был снят двуглавый орел, под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами. В 1936 г. интерьеры вокзала были расписаны художником Г. Григоровичем, а через двадцать лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав там панно «Наша великая Родина».
В 1970 – 1980-е гг. наружные стены здания были выкрашены в зеленый цвет. Реставрация вокзала, проведенная в 1994 – 1996 гг. российско-итальянской фирмой Tegola Canadese, приблизила здание к дореволюционному виду. В июле 2017 г. в здании вокзала открылась мемориальная бронзовая доска Николаю II.
Кирилл Владимирович, внук Александра II (1876 – 1938 гг.)
Находился во Владивостоке в июне 1898 г.
Дом О.В. Линдгольма (ул. Дальзаводская, 23)
В июне 1898 г. во Владивосток по пути из Японии зашел броненосный крейсер «Россия», на борту которого находился 22-летний Великий князь Кирилл Владимирович Романов, внук императора Александра II. В инструкции, полученной местными властями, отмечалось, что Великому князю, изучавшему морское дело и проходившему по собственному желанию все ступени судовой службы без малейших послаблений, не нужно было оказывать особых почестей. Царственный гость в свой приезд неоднократно бывал в гостях у купца, основателя китобойного предпринимательства на Дальнем Востоке Отто Васильевича Линдгольма. Покидая город, Кирилл Владимирович устроил прощальный прием на крейсере «Россия», где вручил О.В. Линдгольму свой портрет с дарственной надписью.
Уроженец Финляндии, вольный шкипер Отто Васильевич Линдгольм оказался на Дальнем Востоке в 1862 г., прибыв вместе с тремя товарищами в Николаевск-на-Амуре для занятий китобойным промыслом. Уже через несколько лет компания, которую они основали,
имела три шхуны и несколько сотен баррелей вытопленного китового жира. Обладая большой физической силой и опытом, Линдгольм, порой, в одиночку охотился на китов в открытом море, сумев одолеть 26 морских гигантов. Также он добывал пушнину на Охотском побережье и Шантарских островах. Генерал-губернатор Восточной Сибири М.С. Корсаков ходатайствовал перед Петербургом о награждении Линдгольма золотым знаком на Владимирской ленте как первого русского китобоя на Дальнем Востоке. Этот почетный знак Отто Васильевич носил с гордостью до самой смерти. Заработанный капитал позволил Линдгольму уже в 1870 г. стать купцом 1-й гильдии г. Николаевска-на-Амуре и в 1873 г. перебраться во Владивосток.
В 1874 г. предприниматель основал торговый дом «О.В. Линдгольм и К». Он занимался разработкой золота на острове Аскольд, добычей угля в пригороде Владивостока. А с 1882 г. заключил контракт с военным ведомством на строительство и эксплуатацию паровой мукомольной мельницы. Мельница стала крупнейшим предприятием отрасли в крае, на котором работали около 40 человек и производили до 300 тыс. пудов муки в год. Собственные кирпичные заводы позволили торговому дому «О.В. Линдгольм и К» стать одним из авторитетных подрядчиков, строивших во Владивостоке сухой док имени цесаревича Николая Александровича, корпуса Морского госпиталя и другие здания.
Небольшой двухэтажный дом Отто Линдгольм построил для своей семьи в конце XIX века на ул. Шефнеровской (современной ул. Дальзаводской, 23). Это был маленький дворец с удивительными интерьерами, библиотекой и теннисным кортом. Особняк Линдгольмов сгорел при ноябрьских волнениях в 1905 г. и несколько раз перестраивался. Позднее к дому был присоединен 3 этаж. Данное здание в несколько измененном виде сохранилось до наших дней. В 1980-х гг. здесь располагался санаторий-профилакторий «Дальзавода».
Сергей Михайлович, внук Николая I (1869 – 1918 гг.)
Находился во Владивостоке в 1908 г.
Береговая батарея № 319 «Безымянная»
В июне 1908 г. Владивосток посетил Великий Князь Сергей Михайлович – 39-летний внук Императора Николая I, генерал-инспектор артиллерии. Царственный гость приехал в город по железной дороге из Харбина утром 2 июня и в дальнейшем находился в Приморской области на протяжении двух недель. Поскольку главной задачей его визита была инспекция артиллерийского вооружения, Великий князь посетил почти все сухопутные и морские батареи Владивостокской крепости и других поселений по линии КВЖД. Он осмотрел батареи побережья Амурского залива: Иннокентьевскую, Саперную, Тигровую, Кукеровскую, Безымянную.
Береговая батарея № 319 «Безымянная» является одним из старейших укреплений Владивостокской крепости. Еще в 1862 г. на сопке у Семеновского ковша был расквартирован взвод горной артиллерии и установлены гладкоствольные орудия. Впоследствии в 1880–1881 гг. на этом месте под руководством военного инженера Василия Павловича Широкова была построена дерево-земляная береговая батарея, которую спустя два года вооружили 9-дюймовыми пушками и четырьмя 9-дюймовыми мортирами. В 1896–1901 гг. военным инженером капитаном Якубовским батарея была перестроена в бетонном варианте и получила вооружение из девяти 9-дюймовых береговых пушек образца 1867 г. и четырех 57-мм скорострельных пушек.
В период Гражданской войны батарея была заброшена и разоружена, а в 1930-х гг. позицию частично разрушили и перестроили. Во время Великой Отечественной войны на данном участке установили батарею зенитной артиллерии Тихоокеанского флота. В 1988 г. батарею начали восстанавливать и с 1996 г. здесь расположился музей «Владивостокская крепость».
Великий Князь Константин Константинович, внук Николая I (1858 – 1915 гг.)
Находился во Владивостоке в мае 1909 г.
Восточный институт (ул. Пушкинская, 10)
Великий Князь Константин Константинович, внук Николая I, 16 мая 1909 г. посетил Восточный институт в ходе своего визита во Владивосток. После богослужения в институтской церкви августейший гость на протяжении двух часов беседовал с преподавателями, студентами-выпускниками и офицерами-слушателями, осматривал учебные аудитории, торгово-промышленный институтский музей, библиотеку и хранилище маньчжурского архива, этнографические коллекции и собрание художественных китайских изданий. Директор института А.В. Рудаков преподнес именитому гостю шкатулку, обитую китайской шелковой тканью, с ароматическими привесками – чжи-лань-пэнь, которые использовались при дворе китайского императора.
Восточный институт – высшее учебное заведение, основанное 21 октября 1899 г. во Владивостоке, и занимавшееся подготовкой специалистов, владевших восточными языками, для административных и торгово-промышленных учреждений Дальнего Востока. Кирпичное здание института было построено в 1896–1899 гг. по проекту архитектора А. А. Гвоздзиовского. 21 октября 1899 г. в торжественной обстановке состоялось освящение здания, в котором помимо Восточного института, размещалась мужская гимназия. Вход в здание охраняли два каменных льва, выполненные в восточном стиле, которые по одной версии были привезены из Тяньцзиня после подавления Боксерского восстания, а по другой - подарены китайским представителем при Приамурском генерал-губернаторе.
Открытие Восточного института стало большим событием в культурной жизни всего Дальнего Востока, поскольку этот институт в то время был единственным высшим учебным заведением на огромной территории от Томска до берегов Тихого океана. До революции в этом институте обучались 100 студентов и около 50 прикомандированных офицеров. Ежегодно учебное заведение выпускало до 20 специалистов.
Во время Русско-японской войны институт и гимназия были эвакуированы в Нерчинск и Верхнеудинск, а в помещениях действовал госпиталь графини Шуваловой. С 1918 г. в здании располагался Владивостокский высший политехникум, на базе которого в дальнейшем был основан Дальневосточный политехнический институт, а с 1930 г. – здесь проходили обучение студенты Дальневосточного технического университета им. В.В. Куйбышева. В настоящее время старинное кирпичное здание с более чем вековой историей является объектом культурного наследия России федерального значения и принадлежит Дальневосточному федеральному университету (ДВФУ).
Георгий Михайлович, внук Николая I (1863 – 1919 гг.)
Находился во Владивостоке 20 – 22 января 1916 г.
Основной целью его визита была поездка в Японию и участие в коронации японского императора Тайсе (Есихито). После особой миссии в Японии, где Великий князь Георгий Михайлович инициировал подписание договора о поставке вооружения России, он три
дня находился во Владивостоке, где посетил музей Общества изучения Амурского края, форт №2 Владивостокской крепости, вагоностроительные мастерские станции Первая речка и комплекс сооружений Добровольного флота.
Вагоностроительные мастерские станции Первая речка
Великий князь Георгий Михайлович Романов, получив воинское звание с началом Первой мировой войны, стал инспектором воинских частей и гарнизонов, особоуполномоченным Императора. В этом статусе он 20 – 22 января 1916 г. посетил Владивосток, чтобы проверить состояние стратегически важных объектов. На второй день пребывания в городе Великий Князь осмотрел Вагоностроительные мастерские станции Первая речка, где проводилась сборка американских вагонов для железнодорожных поездов.
Дело в том, что с началом Первой мировой войны Транссибирская магистраль стала важнейшей транспортной артерией России. В условиях блокировки Черного и Балтийского морей вражескими силами, подвоз необходимых для страны военных грузов осуществлялся лишь через Архангельский и Владивостокский порты. В условиях мировой войны, когда российские заводы, выпускавшие подвижной состав, были перегружены военными заказами, правительство приняло решение о закупке паровозов и вагонов в США и Канаде. Их сборка проводилась во Владивостоке на станции Первая Речка, где оперативно в первой половине 1915 г. удалось построить специальные мастерские, оснащенные самым современным оборудованием и инструментами. В вагоносборочных мастерских трудилось одновременно до 6,5 тысяч человек, среди которых было 335 инженеров и техников, 2350 русских и 3800 китайских и корейских рабочих. Всего к 1916 г. в мастерских было собрано 13,1 тысяча вагонов, на которых вывезли значительную часть военных грузов, поступавших в порт Владивосток от союзников.
Георгий Михайлович Романов на станции Первая речка во Владивостоке проинспектировал сборку вагонных платформ в мастерских. В кузнечно-сборочном отделе он наблюдал ковку вагонов пневматическим прибором, а в третьем отделе – отделку вагонов деревом и их покраску. Объяснение Великому Князю давал управляющий мастерскими Г.М. Степененко, он также преподнес высокому гостю в особой папке доклад с историей возникновения мастерских и альбом фотоснимков. После завершения этого визита Георгий Михайлович расписался в книге почетных посетителей и проследовал в столовую, где ему и всем присутствующим предложили завтрак.
Комплекс сооружений Добровольного флота
Великий князь Георгий Михайлович Романов, прибывший в январе 1916 г. во Владивосток с целью проинспектировать особо важные стратегические объекты, посетил торговый порт, расположенный в бухте Золотой Рог на полуострове Эгершельд. 21 января он пешком прошел вдоль причалов у подножья горы Крестовой, осмотрел существующие и строящиеся складские помещения, а также комплекс сооружений Добровольного флота.
Пароходная компания «Добровольный флот» была создана в 1878 г. для содействия развитию отечественной торговли. Однако Доброфлот имел двойное предназначение. В мирное время суда Доброфлота доставляли грузы, а в военное перевооруженные корабли могли использоваться в боевых действиях. К началу Первой мировой войны Доброфлоту принадлежали около 50 пароходов, а также компания владела многочисленной недвижимостью в России и за рубежом: домами, складскими помещениями, причалами, плавучими портовыми средствами.
Начало регулярных рейсов Доброфлота потребовало увеличения причальных линий и прочей инфраструктуры для разгрузки пароходов. Как государственная компания Доброфлот получил наиболее выгодный для размещения причалов и складов участок береговой линии во Владивостоке – от железнодорожного вокзала и штаба крепости до подножия горы Крестовой. На данном участке железнодорожные пути шли параллельно причалам, что позволяло перегружать товары с кораблей сразу в вагоны. Доброфлот располагал несколькими вместительными складами и пакгаузами, протянувшимися вдоль причала в сторону полуострова Эгершельд. Вдоль береговой линии устанавливалось специальное оборудование – портовые краны, позволявшие оперативно производить разгрузку судов. Здесь же располагалось здание управления Доброфлота.
Форт № 2 Владивостокской крепости
Георгий Михайлович Романов, приехав в январе 1916 г. во Владивосток, побывал на форту №2 императора Петра Великого Владивостокской крепости, расположенном на вершине горы Варгина (на высоте 458 метров) – самой высокой точке в черте города, с которой хорошо просматривалось побережье Уссурийского залива. Преимущественная высота и пограничное положение обусловили большое тактическое значение этой сопки. При ее фортификации проектировщики применили все известные на тот момент способы усиления, не считаясь с затратами. Только один форт императора Петра Великого обошелся царской России в 3 миллиона 340 тысяч золотых рублей. В результате у северо-восточной границы Владивостока на площади 17 гектар был создан настоящий шедевр военно-инженерного искусства, не имеющий аналогов в мировой фортификационной практике.
Первоначально на данной высоте в 1896 г. был оборудован временный форт «Северо-Восточный» и наблюдательная станция. После того, как опыт Русско-японской войны показал необходимость возведения укреплений для защиты главной базы флота не только с моря, но и с суши, на данном участке началось масштабное строительство. С 1910 г. согласно проекту усиления сухопутной оборонительной линии крепости на вершине горы Варгина проводились работы под руководством военного инженера П.П. Унтербергера. Осенью 1910 г. П.П. Унтербергер переехал на строящийся форт, чтобы непосредственно на месте руководить земляными и тоннельными работами. К 1913 г. были достроены все брустверы и подбрустверные галереи, завершены все потерны, соединяющие галереи с кофрами.
К 1917 г. форт № 2 императора Петра Великого являлся самым крупным объектом Владивостокской крепости и самым мощным пехотным фортом в мире. В глубину форт занимал около 380 м, а по фронту - 650 м, общая длина подземных коммуникаций составляла свыше 3,5 км. Несколько этажей форта располагались под поверхностью земли с перепадом высот 38 м. Форт был самым достроенным оборонительным пунктом Владивостокской крепости, готовность которого к 1917 г. составляла 80%, в отличие от остальных объектов данного проекта.
С начала Гражданской войны и вплоть до конца 1930-х гг. данное мощное сооружение оставалось заброшенным. Затем военное командование разместило на форте № 2 запасной командный пункт «Скала» Тихоокеанского флота. Отсюда велось руководство боевыми действиями Военно-морского флота СССР во время советско-японской войны в августе 1945 г.